Качественное отопление – залог благоприятного климата в доме и отсутствия холодов даже в самые сильные морозы. Потому, если у вас в квартире или коттедже есть старый и уже неэффективный радиатор, то его стоит заменить. На первый взгляд, это кажется очень сложной работой, доступной только профильным специалистам со значительным опытом. Но при должном отношении к делу и наличии некоторых инструментов установка батарей отопления своими руками не представляет серьезной проблемы.
Содержание статьи
Помимо характеристик очень важно подключение радиаторов отопления, одним из факторов, влияющих на эффективность отопительной системы, является выбор правильного места для расположения изделия. Правда, в большинстве случаев оно предопределено заранее – новая батарея, скорее всего, будет стоять на месте старой чугунной, которая была еще с момента постройки здания. Но все же приведем несколько рекомендаций по грамотному размещению радиатора.
Во-первых, желательно располагать батарею под окном. Дело в том, что оно является «мостиком», через который холод с улицы попадает в квартиру или коттедж. Наличие радиатора под окном образует своеобразную «тепловую завесу», мешающую описанному выше процессу. При этом батарея должна быть размещена строго посередине окна, и, желательно, занимать до 70-80% его ширины. Что такое конвектор давления и как его установить, Вы можете посмотреть на нашей странице.
Во-вторых, от пола до радиатора должно быть не меньше 80-120 мм. Если будет меньше, то убирать под батареей будет неудобно, там скопится огромное количество пыли и мусора. А если радиатор расположится выше – под ним будет собираться некоторое количество холодного воздуха, который требует прогрева и вследствие этого ухудшает работу отопительной системы. Кроме того, негативно влияет на эффективность батареи слишком малое расстояние до подоконника.
В-третьих, между задней частью радиатора и стенкой допускается расстояние от 2,5-3 см. Если оно меньше – нарушаются процессы конвекции и движения потоков теплого воздуха, и, как следствие, батарея работает менее эффективно и тратит часть тепла зря.
Таблица. Стандартные схемы подключения батарей отопления.
Название | Описание |
---|---|
Вследствие специфики расположения стояков отопительных систем в жилых домах, подобная схема подключения батарей является наиболее распространенной. Достаточно легко осуществима, эффективность работы радиатора – средняя. Главные недостатки подобного способа подключения – видимые трубы и неприспособленность к батареям с большим количеством секций. |
|
Вторая по распространенности схема подключения радиаторов. Главное преимущество – равномерная циркуляция воды по всей батарее, и, как следствие, высокая эффективность работы. |
|
Подобная схема часто используется в загородных домах – многие хозяева коттеджей предпочитают спрятать отопительные коммуникации под пол, чтобы те не портили внешний вид комнаты. Но при этом нижнее подключение радиатора на 12-15% менее эффективно, чем диагональное. |
Рассмотрим процесс установки биметаллической батареи, подключаемой боковым способом к однотрубной системе отопления. Стоит сказать, что в данном случае работа велась в здании, где температура в радиаторах была относительно невысокой, потому подводка и байпас изготовлены из металлопластиковых труб. Перед началом самостоятельной установки батареи ознакомьтесь с устройством и характеристиками системы отопления у себя дома. Возможно, для вашей квартиры или коттеджа соединительные трубы потребуется изготавливать из материалов с большей стойкостью к высоким температурам.
Разделим процесс установки батареи отопления своими руками на несколько отдельных этапов:
Начинается установка батареи отопления своими руками с подготовки инструмента и демонтажа старого радиатора. В данном примере речь будет идти о стандартном изделии из чугуна, которое до сих пор греет множество квартир. Как устанавливаются электрические конвекторы, Вы можете прочитать в нашей статье.
Шаг 1. Привезите домой новую батарею. Распакуйте её, проверьте комплектность – все ли, что вы покупали, на месте. Также осмотрите сам радиатор – не имеет ли он каких-либо повреждений или дефектов.
Шаг 2. Разрежьте упаковку из-под новой батареи на две равные части. Одну используйте как подложку для радиатора – так вы не поцарапаете его о напольное покрытие. Вторую часть упаковки заведите за отопительный стояк – при демонтаже с помощью болгарки лист картона защитит стену от загрязнения.
Шаг 3. Подготовьте все, что понадобится для демонтажа старого и установки нового радиатора – фитинги, краны, трубы, инструмент. Определите для себя, что и где должно лежать – поиск необходимой для монтажа, но потерянной среди беспорядка вещи может существенно затормозить работы по замене батареи.
Шаг 4. Демонтируйте трехходовой кран, соединяющий отопительный стояк, байпас и подводку. Для начала ослабьте его разводным ключом. Если начинает капать вода – немедленно закрутите все обратно – скорее всего, стояк не был перекрыт должным образом. А если все в порядке – работайте над демонтажем крана дальше.
Шаг 5. Далее отсоедините старую батарею и подводку от стояка. Сначала открутите гайку на сгоне резьбы. Затем определите, насколько можно срезать эту резьбу, чтобы потом смонтировать тройник, соединяющий подводку, байпас и стояк без каких-либо проблем.
Совет! В некоторых случаях старая краска, нанесенная на гайку и соединение стояка с байпасом и подводкой, может помешать работе. Удалить ее можно с помощью обычного ножа с выдвижным лезвием или металлической щетки.
Шаг 6. Снимите батарею с креплений.
Шаг 7. По ранее определенной метке на сгонах резьбы, соединяющей отопительный стояк с батареей, выполните обрезку при помощи болгарки.
Шаг 8. Снимите старую батарею и унесите туда, где она не будет мешать дальнейшей работе. Учитывая высокую массу чугунного радиатора, выполняйте это по возможности в паре с кем-либо.
Шаг 9. Снимите со стены старые крепления батареи. Если они держатся особенно крепко – используйте молоток и зубило.
После того как вы избавились от старой батареи, необходимо подготовить стояк к установке нового радиатора. Для этого нужно смонтировать новую запорную арматуру и поставить между нижней и верхней трубами байпас.
Шаг 1. К тройнику прикрутите с одной из горизонтальных сторон ниппель.
Шаг 2. В свою очередь, к другой стороне ниппеля прикрутите шаровой кран, который будет играть в данном случае роль запорного устройства на новой батарее.
Шаг 3. К вертикальному ответвлению тройника присоедините пресс-фитинг для соединения всей конструкции с байпасом из металлопластиковой трубы.
Шаг 4. К пока что свободной стороне крана прикрутите еще один пресс-фитинг для соединения с металлопластиковой трубой подводки.
Шаг 4. Разберите получившуюся конструкцию и скрутите заново, но уже с намотанной уплотнительной нитью.
Совет! При желании вместо нити допускается использовать ФУМ-ленту. Главное, чтобы все без исключения резьбовые соединения в узле были надежны и герметичны.
Шаг 5. Повторите предыдущую операцию, но для второго запорного и соединительного узла, который будет располагаться на нижней трубе стояка.
Шаг 6. Подготовьте резьбу на трубах стояка – намотайте на нее большое количество уплотнительной нити, чтобы будущее соединение было настолько герметичным, насколько это возможно.
Шаг 7. Смонтируйте запорный и соединительный узлы на верхней и нижней трубах стояка. Окончательное закручивание резьбы производите с помощью разводного ключа, при этом соблюдая аккуратность.
Шаг 8. Отмерьте расстояние между трубами стояка. Отрежьте металлопластиковую трубу такой же длины.
Шаг 9. Вставьте трубу в нижний пресс-фитинг, определите, насколько ее длина превышает необходимую. Выполните еще одну обрезку.
Шаг 10. Просто так трубу вставить между тройниками будет очень сложно – она длиннее, чем расстояние между краями пресс фитингов. Потому предварительно немного согните будущий байпас вручную или при помощи кондуктора.
Шаг 11. Вставьте металлопластиковую трубу последовательно в нижний и верхний пресс-фитинги. Выровняйте ее между тройниками – кривой байпас будет портить внешний вид батареи отопления.
Шаг 12. Произведите опрессовку соответствующих фитингов и краев металлопластиковой трубы. После этого монтаж байпаса и запорно-соединительной арматуры можно считать завершенным.
После завершения предыдущего этапа приступайте к непосредственной сборке и монтажу новой батареи отопления. При этом крайне важно осуществить грамотную разметку точек для размещения кронштейнов, которые удержат радиатор на стене.
Шаг 1. На выходах из радиатора закрутите футорки, соответствующие диаметру труб отопительной сети.
Шаг 2. В футорки на том боку батареи, куда будут подводиться трубы, вкрутите пресс-фитинг, предварительно намотав на резьбу нить для обеспечения герметичности.
Шаг 3. С противоположной стороны радиатора на верхний выход установите кран Маевского – он необходим для стравливания воздуха из системы. Внизу же закручивается простая заглушка.
Шаг 4. Замерьте длину и высоту ниши под окном, куда будет устанавливаться батарея отопления.
Шаг 5. Приложите радиатор к стене в нише и выровняйте его таким образом, чтобы он стоял ровно посередине. Стоящая таким образом батарея выглядит относительно красиво. И, кроме того, создает эффективную тепловую завесу перед окном, не давая холоду снаружи проникать внутрь.
Шаг 6. Отметьте карандашом точки, относительно которых будут выполняться вертикальные линии, где в будущем будет размещаться кронштейны, фиксирующие батарею на стене. В данном случае эти точки будут располагаться после крайних секций радиатора слева и справа.
Шаг 7. По выполненным на предыдущем шаге точкам нарисуйте с помощью уровня две строго вертикальные линии. На них будут располагаться места для кронштейнов — по два на каждую линию, в сумме четыре.
Важно! Далее необходимо определить горизонтальные линии, по которым будут располагаться верхние и нижние точки крепежа. При этом ориентируйтесь не только на показания уровня, но и на подоконник – он и батарея должны быть параллельны друг другу. В противном случае радиатор отопления будет выглядеть некрасиво. Но если в ближайшее время планируется смена окна и, соответственно, подоконника, то выравнивайте батарею только по уровню.
Шаг 8. Измерьте расстояние от подоконника до верхнего запорно-соединительного узла. К полученной цифре прибавьте 1,5 см (так как верхние кронштейны должны располагаться немного ниже трубы). Отметьте точки под верхние крепежи. То же самое делайте для нижнего запорно-соединительного узла, только там смещение в 1,5 см отсутствует.
Шаг 9. По нанесенной разметке просверлите перфоратором четыре отверстия под кронштейны.
Шаг 10. Вверните в полученные отверстия дюбели, приложенные к комплекту, и кронштейны для крепежа.
Шаг 11. Установите на эти четыре кронштейна сам радиатор. Не забывайте применять уровень.
Шаг 12. Соедините радиатор со стояком отопительной системы при помощи двух подводящих труб из металлопластика. Обрежьте их и, при необходимости, согните кондуктором в «утки». Затем вставьте трубы между пресс-фитингами и обожмите.
Шаг 13. Откройте кран Маевского и верхний запорно-соединительный узел, а также отопительный стояк. Проверьте, идет ли вода в батарею, нет ли где-то протечек. Кран Маевского поможет выйти воздуху из системы. После этого включайте и нижний запорно-соединительный узел.
Шаг 14. Закрутите кран Маевского обратно. Проверьте, есть ли тепло от радиатора.
Если все в порядке, то установку батареи отопления своими руками можно считать успешно завершенной. Далее остается лишь убрать мусор, который появился в ходе работ.
Похожие записи
Добрый день.Хотелось бы узнать. У меня трубы отопления выходят из стены на расстоянии 250мм друг от друга как мне подсоединить батареи? Заранее благодарен Александр.
Николай,добрый день! хочу установить жестяную батарею,
но крючков для нее нет.как сделать самовольное надежное крепление
почему не написали подробно как убрать мусор?
Почему батарея работает частично , греет только верхняя часть и две правых секции , остальное холодное